В России ввели обязательную маркировку социальной рекламы в Интернете
Соответствующие поправки в Закон «О
рекламе» были приняты Госдумой в конце 2024 года
1 марта вступают в силу изменения в Федеральный закон №
38-ФЗ «О рекламе», которые повлияют на всех игроков рекламного рынка. Одним из
ключевых нововведений является обязательная маркировка социальной рекламы в
Интернете, которая коснется все участников и партнеров Международного фестиваля
социальной рекламы и коммуникаций LIME.
В соответствии с принятыми поправками для размещения
социальной рекламы с 1 марта 2025 года необходимо получить специальный
идентификатор у оператора рекламных данных (ОРД). В случае нарушения этого
требования рекламодателям грозит штраф от 30 000 рублей до полумиллиона.
В соответствии с законодательством, социальной рекламой
является информация, адресованная неопределенному кругу лиц, чей объект
рекламирования – благотворительные, общественно-полезные цели или интересы
государства. Причем место размещения может быть любым: видео на сайте НКО, пост
в ВКонтакте или баннер на сайте СМИ.
Для размещения социальной рекламы необходимо получить токен
(уникальный идентификатор рекламного объявления) – код, состоящий из букв и
цифр, необходимый Роскомнадзору и ФАС вести учет интернет-рекламы. Код
передается в единый реестр интернет-рекламы через ОРД.
Поскольку большая часть
рекламодателей социальной рекламы – это некоммерческие организации, не имеющие
опыта в маркировке рекламы, эксперты рекламного рынка видят в принятых
поправках сложности для деятельности НКО. Так, заместитель генерального
директора АНО «ИРИ» (исполняет функции Оператора социальной рекламы) по
соцрекламе, член жюри Международного фестиваля социальной рекламы и
коммуникаций LIME Андрей Воронков
отмечает, что в случае маркировки социальной рекламы будет оптимально, если за
маркировку будет отвечать рекламораспространитель.
«В соответствии с новым
законом, получить токен может как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
По нашему опыту, значительная часть НКО не является профессиональными
участниками рекламного рынка с учетом этого, оптимально, если маркировку будет
брать на себя рекламораспространитель. Мы ведём переговоры с площадками и
примерно треть уже подтвердили, что готовы получать токены за рекламодателей,
которые размещают рекламу через Оператора социальной рекламы. Среди них такие
крупные, как Яндекс, VK,
Авито, Циан, Озон, Рамблер и так далее. На их долю приходится большая часть
показов социальной рекламы, которая проходит через Оператора. Тем не менее,
важно и для рекламодателей проводить обучающие мероприятия для повышения уровня
экспертизы в этом вопросе, чтобы при необходимости они также могли
самостоятельно решить вопрос с маркировкой своей социальной рекламы», - пояснил
Андрей Воронков.
Президент фестиваля LIME, директор АНО «Лаборатория социальной рекламы» Гюзелла Николайшвили заявила о необходимости проведения информационно-просветительской кампании для НКО, которая поможет разобраться в юридических тонкостях маркировки социальной рекламы. «В рамках юбилейного фестиваля LIME XV мы планируем провести образовательные семинары и сессии, чтобы дать четкие разъяснения некоммерческим организациям по правилам маркировки социальной рекламы в Интернете. НКО должны получить максимально понятную инструкцию, чтобы избежать денежных штрафов, размер которых превышает финансовые возможности большей части НКО», – подчеркивает президент LIME.