Фестивали и конкурсы социальной рекламы: что происходит в профессиональной сфере?
В 2010 году методисты проекта ESARUSSIA, фестиваля социальной рекламы LIME и студенты Высшей школы экономики провели исследование
сферы фестивалей и конкурсов социальной рекламы в России. Тогда их в стране было
26.
Основной массив составляли небольшие фестивали социальной
рекламы при университетах и профильных факультетах вузов. Составы жюри многих из
них пересекались, мастер-классы в рамках действовавших на рынке фестивалей проводил
довольно узкий круг экспертов. Рынок социальной рекламы только пробовал свои
силы в возможностях выявления лучших.
За последующие несколько лет – к 2016 - 2018 г. – многие
небольшие и даже вузовские фестивали прекратили своё существование. Выжили самые
устойчивые конкурсы и фестивали. Рынок социальной рекламы продолжал оставаться
неустойчивым, его развитие шло в условиях недостаточного финансирования, понимание
позитивного влияния грамотной социальной рекламы на общество накапливалось
постепенно, и поддержка профессиональных смотров – конкурсов и фестивалей – на протяжении
лет представлялась и заказчикам, и авторам не самой первоочередной задачей.
Что происходит в 2022 – 2023 г. в сфере профессиональных
событий социальной рекламы и коммуникаций? Где автор или агентство могут
заявить свою социальную рекламу, сравнить свои достижения с работами других разработчиков,
добиться призовых мест, профессионального признания?
Помимо действующего с 2010 года Международного фестиваля
социальной рекламы и коммуникаций LIME, существует
ряд специализированных площадок, а также специальные номинации на крупных
фестивалях.
К первым относятся:
- ·
Международный кинофестиваль социально ориентированных
короткометражных фильмов «ЛАМПА» – очень качественный фестиваль кино- и
видеопроектов, у которого есть номинация «Лучшая социальная реклама». Свои
материалы присылают участники из более чем сотни стран. Фестиваль очень яркий и
интересный, и он даёт совершенно другую картину соцрекламы, нежели, например, LIME, поскольку это международный срез именно видеорекламы.
- ·
Всероссийский конкурс социальной рекламы
некоммерческих проектов, социально ориентированных НКО и социальных предприятий
«Реклама будущего». Большой конкурс, который поддерживался Фондом президентских
грантов, а с 2022 г. развивается Фабрикой позитивных изменений. Оригинальность
его заключается в том, что на конкурс допускаются именно проекты социальных
коммуникаций некоммерческого сектора.
- ·
Международный фестиваль-конкурс социальной рекламы «Выбери
жизнь». Этот конкурс-фестиваль вырос из маленького антинаркотического конкурса в
Екатеринбурге. Площадка хорошая, но она тоже специализируется на видео и нацелена
по-прежнему преимущественно на регион.
Ко вторым можно отнести:
- ·
Московский международный фестиваль рекламы Red Apple. Иногда может присуждать специальную награду в категории «Социальная
реклама».
- ·
Международный фестиваль
рекламы и маркетинговых коммуникаций Silver
Mercury / Серебряный Меркурий. Иногда обращается к социальным
кампаниям некоммерческих организаций, к общественно значимым и социально
ориентированным PR-кампаниям.
- ·
Конкурс Effie
Awards Russia. Иногда рассматривает социальные
проекты.
- ·
Национальная премия в области развития общественных
связей «Серебряный Лучник». Здесь интересны комплексные интегрированные
кампании хорошего качества, многие из регионов.
Ещё есть отраслевые конкурсы социальной рекламы или
социальных кампаний – например, МЧС и МВД. Так, в каждом российском регионе
проводятся конкурсы по антинаркотической профилактике – но это узкоспециализированные
корпоративные конкурсы, которые нацелены именно на деятельность министерства-организатора,
являются достаточно закрытыми, отраслевыми (в том числе по составу экспертов и
членам жюри). Они собирают специфические работы – порой очень неплохие, которые
иногда выходят на другие конкурсы и фестивали, в частности – на LIME.
А все остальные события – это пока региональные конкурсы и фестивали.